Иваново детство – первый полнометражный фильм всемирно знаменитого советского режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, вышедший на экраны в 1962 г. Эта кинолента, рассказывающая о потерянном детстве, получила высокие оценки на различных международных фестивалях. Подробнее ознакомиться с сюжетом фильма, а также отзывами на него критиков и зрителей поможет статья, подготовленная кинотеатром Okko.
Краткий сюжет фильма «Иваново детство»
Старший лейтенант Гальцев узнает из доклада о том, что в его часть привели пойманного у берега реки мальчика, который отказывается рассказывать о себе и требует встречи с командиром и звонка в штаб армии. Хотя Гальцев вначале не верит, что у ребенка, который назвал только свою фамилию – Бондарев, могут быть необходимые командованию сведения, он выполняет его просьбу.
После звонка старший лейтенант получает указание о том, что мальчика, которого зовут Иван, необходимо обогреть и накормить. Гальцев также узнает, что тот имеет важные разведданные о положении фашистских войск. Утром приезжает его старший товарищ – капитан Леонид Холин, и они втроем возвращаются в штаб.
Иван узнает, что подполковник Грязнов хочет отправить его в Суворовское училище. Он противится этому назначению, считая, что во время войны нельзя «отдыхать», тем более что грядет наступление, в котором он будет незаменим. Грязнов не меняет своего решения, и Иван сбегает. Он добирается до сожженной деревни, в которой остался единственный житель, старик, потерявший разум после расстрела его жены фашистами. Здесь Ивана настигают его товарищи из штаба, и после недолгих уговоров главный герой возвращается.
Подполковник, лично отправившийся на поиски ребенка, относится к нему, как к собственному сыну. Он знает, что мать и сестра Ивана убиты, отец служил на границе, а потому тоже погиб, и хочет после войны усыновить мальчика.
Параллельно с основным сюжетом рассказывается история знакомства Леонида Холина с Машей – лейтенантом медицинской службы. Девушка нравится капитану, и их знакомство и первый поцелуй происходят в березовой роще.
Тем временем штаб готовит наступление: военные осматривают окрестности, а Гальцев и старшина Катасонов, другой друг Ивана, отправляются за лодкой. Они хотят после подготовки переправить маленького бойца на берег реки, рядом с которым расположены вражеские войска. Иван остается один в здании командования, и ненадолго ему удается побыть настоящим ребенком: он играет в разведчика. Детская фантазия перерастает в кошмар с криками обреченных на расстрел пленных, а в финале игры воплощается мечта Ивана отомстить тому, кто лишил его семьи.
В это время противник начинает обстрел. Гальцев и Катасонов успели вернуться до него, но старшина гибнет в окопе от шальной пули. Лейтенант бежит к штабу, чтобы проверить Ивана, но тот стоит посреди комнаты, не боясь страшного грохота и взрывов снарядов.
После обстрела герои возвращаются в штаб. Мальчику сообщают, что старшину Катасонова срочно вызвали к командованию, и ему пришлось уехать. Иван обижается на то, что его друг не зашел хотя бы попрощаться. Настало время операции: Гальцев и Холин сопровождают главного героя на лодке до противоположного берега. Иван уходит, а герои возвращаются в штаб.
В финальной сцене показан конец войны. Советские войска празднуют победу в Берлине. Гальцев разбирает военный архив фашистов и находит там дело Ивана, в котором сообщается, что ребенок был казнен.
В течение всего фильма зритель погружается в отрывочные грезы Ивана о его детстве, жизни в деревне и маме.
Хотя в сны проникают тревога и воспоминания о смерти близких, они создают разительный контраст с жестокой реальностью.
Отзывы зрителей
Дебютная полнометражная работа Тарковского поразила зрителей.
Свои отзывы о фильме оставили:
- шведский режиссер Ингмар Бергман;
- писатель и публицист Жан-Поль Сартр;
- Сергей Иосифович Параджанов – советский режиссер и сценарист и др.
Фильм приобрел успех на фестивалях и даже принес автору множество наград:
- «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, 1962 г.;
- премию за режиссуру МКФ в Сан-Франциско, 1963 г.;
- приз «Золотая голова Паленке», Акапулько, Мексика, 1963 г.
В 2019 г. картина заняла 3-е место в топе фильмов о Второй мировой войне, который был составлен американским кинотелепорталом Skreen Rant.
Положительные
Зрители отмечают, что этот фильм, хотя и относится к жанру военных, не является его типичным представителем. Здесь акцент смещен на ребенка и его внутренний мир. Такие качества Ивана, как желание мести, ненависть к противникам и неустрашимость, – последствия ужасных событий, происходящих на экране.
Режиссер раскрывает характер главного героя минималистичными средствами, а давящее впечатление, которое производит кинолента, усиливается выразительной игрой остальных актеров.
Фильм Тарковского – одна из лучших работ в жанре военной драмы в истории всего кинематографа, и хотя самому оказаться на войне совсем не хочется, картину нужно увидеть каждому.
Отрицательные
Режиссера, по мнению зрителей, волнует то, как он сам видит и передает художественные образы, а не то, как его видение воспринимает публика. При этом автор не раскрывает до конца темы детства и любви на войне. Потому, например, образ Маши оказывается неполным, цель ее появления неясна.
Некоторые сравнивают работу Тарковского с оригинальной повестью В. Богомолова «Иван», по которой и был снят фильм. Отмечается, что в книге был подробнее раскрыт образ Маши. Также там приходит к логическому завершению история ее отношений с Холиным – капитан умирает. Совокупность этих факторов приводит к тому, что эта картина слабо трогает некоторых зрителей.
Отзывы и рецензии кинокритиков
Ингмар Бергман: «Дебютная работа Тарковского – чудо, и я могу назвать его самого величайшим режиссером».
Жан-Поль Сартр: «Иван не герой и не чудовище, но самая маленькая жертва войны. Он живет не в настоящем, а в прошлом, которое может видеть в снах. Грезы не являются, как считают некоторые критики, просто изысками режиссера. Он окружает героя разбитой нежностью, рассказывая о себе и своем поколении».
Альберто Моравиа: «Тарковский оставляет неизменной типичную советскую драматургическую тему, хотя и выворачивает ее в своей работе. Если раньше, как это было в картине «Сын полка», мальчик ходил в чистых сапожках и кубанской шапке, а в финале оставался живым, то сейчас он ползает оборванный по болотам и умирает. То есть в этой схеме не найден новый смысл: она просто начинает работать иначе».